Уголовная ответственность за нарушение миграционного законодательства

Уголовная ответственность за нарушение миграционного законодательства

Справочник финансового директора

В настоящее время нарушение миграционного законодательства приобрело масштабный характер на территории России и, как правило, влечет за собой участие не только иностранных граждан прибывающих на территорию Российской Федерации, а также и законных жителей нашей страны.

В целях усиления ответственности за нарушение правил регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства, а также миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. № 376-ФЗ введены в действие новые статьи Уголовного кодекса Российской Федерации.

Статья 322.2 УК РФ «Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а равно фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».

Статья 322.3 УК РФ «Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».

Фиктивной признается регистрация или постановка на учет в следующих случаях:

на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов,

без намерения пребывать (проживать) в этом помещении;

без намерения собственника (нанимателя) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.

Необходимо понять, что к уголовной ответственности привлекаются лица, осуществившие фиктивную регистрацию в принадлежащих им жилых помещениях. В частности, за постановку на учет большого количества иностранных граждан в жилых домах и квартирах без намерения предоставить им помещения для проживания.

В 2015 году отделением дознания МО МВД России «Варгашинский» направлено в суд четыре уголовных дела по данным статьям Уголовного кодекса, виновные лица осуждены к наказанию в виде штрафа.

Так, жительница р.п. Варгаши, являясь стороной принимающей иностранного гражданина, фактически не предоставляя данному лицу места пребывания, поставила его на учет по месту пребывания. По результатам расследования уголовное дело направлено в суд, гражданке вынесено наказание в виде штрафа.

По информации МО МВД России «Варгашинский»

Основные случаи несения ответственности

  • Если происходит целенаправленная организация незаконного въезда на территорию России иностранных граждан, а также лиц без гражданства, если осуществляется организация их нелегитимного транзита или пребывания – то это может наказываться штрафом до 0,3 миллионов рублей, 18 размеров заработной платы – или более серьёзно, исправительными работами до двух лет, принудительными работами на срок до трёх лет с опциональным ограничением свободы на срок до года, а также лишением свободы на срок до пяти лет. Регулируется данное нарушение согласно ч. 1 ст. 322.1. УК РФ.
  • Если происходит фиктивная регистрация иностранного гражданина/лица без гражданства по месту жительства в каком-либо жилом помещении, находящемся на территории Российской Федерации, то это может наказываться штрафом от ста до пятисот тысяч рублей, а также принудительными работами на срок до трёх лет (с ограничением права занимать некоторые должности и заниматься некоторой деятельностью), а также лишением свободы на срок до трёх лет с аналогичными ограничениями. Регулируется ст. 2. УК РФ.
  • Если осуществляется фиктивная постановка иностранного гражданина/лица без гражданства на учёт по месту пребывания в российском жилом помещении, то это всё это может наказываться штрафом от ста до пятисот тысяч рублей, а также принудительными работами на срок до трёх лет (с ограничением права занимать некоторые должности и заниматься некоторой деятельностью), а также лишением свободы на срок до трёх лет с аналогичными ограничениями. Регулируется ст. 322.3.
  • Если использовался поддельный документ, то это может быть наказано штрафом до восьмидесяти тысяч рублей либо штрафом в размере заработной платы за период до шести месяцев, а также обязательными работами на срок до 480 часов либо работами на срок до двух лет, а также арестом на срок до шести месяцев. Регулируется ч. 3 ст. 327 УК РФ.

В остальных случаях наказание является административным.

Оспаривание

Если приведённые выше нарушения совершены не были, то можно оспорить уголовное наказание, обратившись с соответствующим заявлением в суд. Так как именно суд принимает решение о вынесении уголовного наказания, то, чтобы его оспорить, необходимо обратиться в вышестоящую инстанцию, то есть в московский суд. Если правда на стороне «нарушителя», то через некоторое время с него будут сняты ограничения, он будет освобождён от необходимости покинуть страну или с него будет снят запрет на въезд в неё. Учтите, что оспаривание имеет срок давности, вряд ли без уважительных причин выйдет оспорить решение более чем трёхмесячной давности, какими бы ни были убедительными аргументы в пользу несправедливо осуждённого человека.

Известно, что административная ответственность — это применение мер административного наказания (штраф, административное приостановление деятельности компании, административное выдворение иностранного гражданина за пределы РФ) судьями и должностными лицами органов исполнительными властиза неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных государством правил, норм и стандартов, предусмотренных административными нормами права.

Согласно российскому законодательству иностранные компании и иностранные работники несут административную ответственность на территории России на общих основаниях. Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации, разрешается в соответствии с нормами международного права.

Необходимо понимать, что административная ответственность налагается на юридическое лицо судьей или должностным лицом в отношении каждого иностранного работника в отдельности.А значит, максимальные штрафы могут быть очень высокими. Величина штрафов регулируется Кодексом Административных Правонарушений РФ (КоАП РФ).

Среди частых нарушений фигурирует нарушение правил привлечения иностранных работников к трудовой деятельности. Допущение иностранного работника к работе в отсутствие у работодателя разрешения на привлечение иностранных работников, если требуется в соответствии с законодательством, а также допущение иностранного работника к работе без разрешения на работу влечет наложение на работодателя штрафа от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей. В сложных ситуациях возможно административное приостановление деятельности компаниидо девяноста суток.

С приемом на работу, а также с увольнением иностранных работников связаны обязательные процедуры по уведомлению о том ряда органов государственной власти. При этом законом установлены конкретные временные рамки, в течение которых работодатель должен подать соответствующие уведомления в каждый из государственных органов. К примеру, работодатель обязуется подать уведомление о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина либо о расторжении трудового (гражданско-правового) договора в налоговый орган в течение 10 календарных дней. При приеме на работу и увольнении иностранных граждан, прибывших в РФ в безвизовом режиме, дополнительно необходимо уведомлять орган занятости населения и Федеральную Миграционную Службу (ФМС) в течение 3-х рабочих дней. Если речь идет о высококвалифицированных специалистах, работодатель обязуется ежеквартально, не позднее последнего дня месяца, который следует за отчетным кварталом, направлять в ФМС уведомление об исполнении обязательства по выплате такому сотруднику заработной платы, о предоставлении сотруднику отпуска без сохранения заработной платы на срок более одного месяца, а также о расторжении трудового (гражданско-правового) договора.Однако, как показывает судебная практика, штрафы налагаются не за превышение сроков, отведенных для указанных процедур, а за неуведомление государственных органов.

Иногда работодатель сталкивается с нарушениями со стороны иностранного работника условий трудового (гражданско-правового) договора. Об этом, равно как и о досрочном расторжении договора, компания должна в обязательном порядке подать сведения в ФМС. Если же иностранец самовольно оставил место работы (или место пребывания), работодатель направляет соответствующие сведения не только в ФМС, но и в Федеральную Службу Безопасности РФ.

По сравнению с неуведомлением государственных органов, непредставление или несвоевременное представление в государственный орган сведений (информации), равно как представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, влечет за собой не столь суровую ответственность. В лучшем случае работодателю и работнику может быть сделано предупреждение. Но также может быть наложен административный штраф на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех до пяти тысяч рублей.

Читайте также:  Банкротство физических лиц 2018 года закон

При кажущейся незначительности сумм штрафов их наложение может иметь неприятные последствия как для компании, так и для самого иностранца. Так, при неоднократных административных правонарушениях такому гражданину в дальнейшем может быть отказано в получении российской визы и разрешения на работу для осуществления трудовой деятельности в РФ. Если речь идет о высококвалифицированных специалистах, их не соответствующее российскому закону поведение может бросить тень на деятельность его работодателя, которому Миграционной Службой может быть отказанов дальнейшем привлечении как данного иностранного работника, так и иных высококвалифицированных специалистовв течение трех лет.

Также среди нарушений часто встречается нарушение правил пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ.

Необходимо помнить, что, согласно Федеральному закону от 18.07.2006 №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», иностранные граждане при въезде в РФ вправе сами выбрать пребывания и, соответственно, их постановки на миграционный учет по данному адресу. Местом пребывания может являться как адрес приглашающей компании, так и фактический адрес проживания. Если в течение 7-ми рабочих дней иностранец передал необходимые сведения принимающей стороне, она обязана выполнить установленные законом действия по регистрации иностранца по соответствующему месту пребывания. Неисполнение данной обязанности, а также превышение 7-мидневного лимита времени, установленного для данной процедуры, влечет наложение административного штрафа на собственников жилого помещения в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В свою очередь иностранному гражданину за нарушение правил въезда, режима пребывания, как и за нарушение правил осуществления трудовой деятельности, применяются санкции в виде штрафаот двух до пяти тысяч рублей, а за грубые нарушения должностным лицом государственного исполнительного органа может быть подано ходатайство в суд о применении наказания в видеего административного выдворения иностранца за пределы РФ.

Например, иностранный гражданин, прибывший в РФ в безвизовом режиме, может находитьсяна территории России с частными целямис действующей регистрацией по месту пребывания непрерывно до девяноста суток. Если в течение указанного периода данный гражданин не оформил разрешение на работу и не встал на миграционный учет по адресу работодателя, до истечения девяноста суток ему необходимо выехать из России. Превышение отведенного срока нахождения иностранца в РФ влечет за собой наложение штрафа в размере от двух до пяти тысяч рублей, а при значительной задержке на территории России без соответствующих оснований может повлечь применение наказания в виде административного выдворения за пределы РФ с последующими ограничениями в осуществлении трудовой деятельности на территории РФ.

Также не допускается нахождение прибывших в Россию по визе иностранных граждан после истечения срока действия визы. В противном случае к данному гражданину могут быть применены санкции, как для нарушивших правила пребывания в РФ граждан, прибывших в Россию в безвизовом режиме. Более того, приглашающая компания также несет ответственность за это и может подвергнуться наложению штрафа в размере от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Подводя итог, обращаем внимание читателя на то, что исполнительные органы государственной власти в сфере миграции ежегодно составляют план проверок компаний, приглашающих иностранцев с деловыми целями. Также осуществляются внеплановые проверки компаний, если государственным органом выявленыкакие-либо административные нарушения со стороны иностранного гражданина или принимающей стороны.

Юридическая компания LEVINE Bridge

Полезные публикации

Юридические услуги в Курске — Юрист Умеренков О.Н. ВОПРОС: С фирмой был заключен договор возмездного…

Уголовная ответственность за нарушение валютного законодательстваУголовная ответственность установлена за такое валютное преступление как невозвращение из-за…

Юридические услуги в Курске — Юрист Умеренков О.Н.ВОПРОС: Между сторонами был заключен договор поставки товара.…

Ответственность за нарушение финансового законодательстваОтветственность наступает для каждого человека и гражданина, а также для юридического…

Касса прослужит дольше Сегодня разрешенный срок эксплуатации кассовых аппаратов составляет от пяти до семи лет.…

Миграционные статьи в Кодексе об административных правонарушениях КоАП РФ оказались первопроходцами по степени жестокости наказаний для работодателей. Уже в 2005 году верхняя планка штрафов для юридических лиц была увеличена до 300 000 руб., правда нижняя планка всё ещё оставалась на уровне 10 000 руб.

В нынешнем виде штрафы были в основном оформлены Федеральным законом, датированным символической для всех граждан России и бывших союзных республик датой – 22 июня 2007 года. Впервые за административные правонарушения размеры штрафов для юридических лиц оказались в диапазонах от 400 до 800 тысяч рублей и от 800 тысяч до 1 миллиона рублей. В то время как наказания за административные правонарушения в других областях ограничивались, как правило, верхней планкой в 20 – 30 тысяч рублей. Одно такое нарушение могло запросто уничтожить бизнес. Всё походило на то, что ФМС объявила работодателям войну.

В настоящее время административные штрафы в других сферах деятельности уже сопоставимы с размерами наказаний за нарушения в миграционной сфере. Так, за нарушения в области промышленной безопасности для юридических лиц также предусмотрены штрафы до 1 миллиона рублей.

Особенностью 18 Главы КоАП РФ является то, что на её содержание не распространяется действие Статьи 2.4. КоАП РФ, предусматривающей, что ИП несут ответственность как должностные лица.

В Примечании к Статье 18.1. сказано, что за административные правонарушения, предусмотренные статьями Главы 18, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.

Ответственность организаций за нарушение в сфере миграционно-трудового законодательства
с изменениями от 29 июня 2015 г. N 199-ФЗ

Нарушение Штраф (тыс. руб.) КоАП РФ Примечания
Если вы — принимающая сторона.
За неуведомление или нарушение срока подачи в ФМС уведомления о прибытии иностранного гражданина.
Должностные лица: 40-50;
Юридические лица и ИП: 400-500, если не содержит признаков уголовно-наказуемого деяния
18.9 ч.4 За каждого иностранного гражданина
Если вы — принимающая сторона.
За непринятие мер по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашённого иностранного гражданина (касается иностранных работников из визовых стран).
Должностные лица: 40-50;
Юридические лица и ИП: 400-500,
18.9 ч.5 За каждого иностранного гражданина
Если вы – работодатель.
За допуск к работе иностранного гражданина:
— без патента или РнР;
— не по профессии, указанной в патенте или РнР (при условии, что в патенте или РнР такие сведения есть);
— не в том регионе, где выдан патент или РнР;
— не в том регионе, где разрешено РВП.
Должностные лица: 25-50;
Юридические лица и ИП: 250-800, или приостановление деятельности на срок 14-90 суток
18.15 ч.1 За нарушения в Москве, С-Пб, Московской и Ленинградской областях: Должностные лица: 35-70;
Юридические лица и ИП: 400-1000
Если вы – работодатель.
За допуск к работе иностранных граждан без разрешения на привлечение иностранных работников (касается иностранных работников из визовых стран).
Должностные лица: 25-50;
Юридические лица и ИП: 250-800, или приостановление деятельности на срок 14-90 суток
18.15 ч.2 За нарушения в Москве, С-Пб, Московской и Ленинградской областях: Должностные лица: 35-70;
Юридические лица и ИП: 400-1000
Если вы – работодатель.
За нарушения правил уведомления ФМС о заключении / расторжении трудового договора (ГПХ) с иностранным гражданином:
— неуведомление;
— нарушение установленного порядка уведомления;
— нарушение формы уведомления.
Должностные лица: 35-50;
Юридические лица и ИП: 400-800, или приостановление деятельности на срок 14-90 суток
18.15 ч.3 За нарушения в Москве, С-Пб, Московской и Ленинградской областях: Должностные лица: 35-70;
Юридические лица и ИП: 400-1000
Если вы – работодатель.
За нарушения правил уведомления ФМС о выплате зарплаты ВКС
— неуведомление;
— нарушение установленного порядка уведомления;
— нарушение формы уведомления;
Должностные лица: 35-70;
Юридические лица и ИП: 400-1000
18.15 ч.5
Если вы – работодатель.
За нарушения на торговых объектах:
Допуск к работе или предоставление торгового места, производственного, торгового, складского, служебного, подсобного и иного помещения иностранному гражданину, незаконно привлекаемому к трудовой деятельности.
Должностные лица: 45-50;
ИП: 350-800,
Юридические лица: 450-800, или приостановление деятельности на срок 14-90 суток
18.16 ч.1 За нарушения в Москве, С-Пб, Московской и Ленинградской областях: Должностные лица: 45-70;
Юридические лица и ИП: 450-1000
Если вы – арендодатель.
Предоставление управляющим торговым объектом торгового места, производственного, торгового, складского, служебного, подсобного и иного помещения другому юр. лицу или ИП, привлекающих иностранных граждан без патентов или РнР, когда таковые требуются.
Должностные лица: 45-50;
ИП: 350-800,
Юридические лица: 450-800, или приостановление деятельности на срок 14-90 суток
18.16 ч.2 За нарушения в Москве, С-Пб, Московской и Ленинградской областях: Должностные лица: 35-70;
Юридические лица и ИП: 450-1000
Если вы – работодатель.
Несоблюдение ограничений использования иностранных работников в отдельных видах деятельности
Должностные лица: 45-50;
Юридические лица и ИП: 800-1000, или приостановление деятельности на срок 14-90 суток
18.17 ч.1
Читайте также:  Ипотека в декрете в сбербанке

В Уголовном кодексе РФ имеются три статьи, относящиеся к порядку соблюдения миграционного законодательства. Наказание предусмотрено за фиктивную регистрацию иностранного гражданина по месту жительства, за фиктивную постановку на учёт по месту пребывания и за организацию незаконной миграции. Хотя на первый взгляд, ни одна из этих статей не применима к обычным работодателям, тем не менее, всего пару лет назад во время очередной антимиграционной кампании, против предпринимателей пытались возбуждать уголовные дела об организации незаконной миграции при обнаружении на предприятиях двух и более работников с нарушениями миграционного законодательства. Максимальный срок по этой статье предусматривает наказание до 7 лет лишения свободы.

"Кадровик. ру", 2011, N 1

ОСНОВНЫЕ САНКЦИИ ЗА НАРУШЕНИЕ МИГРАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В связи с развитием экономики и укреплением отношений Российской Федерации с другими государствами ежегодно в нашу страну прибывает все больше иностранных граждан. В статье пойдет речь о тех иностранных гражданах, которые въезжают на территорию РФ по большей мере с целью развития партнерских и деловых отношений либо осуществления трудовой деятельности. В настоящее время отечественное миграционное законодательство лояльно по отношению как к иностранной, так и к российской стороне, но в то же время является весьма эффективным. Однако, к сожалению, даже хорошая нормативная база не исключает нарушений на практике.

Как известно, в российском законодательстве общественные правоотношения в сфере миграции регулируются в основном такими нормативными актами, как Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее — Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ), Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее — Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ), Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее — Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ) и т. д. Указанными нормативными правовыми актами регламентируется порядок въезда иностранных граждан в РФ, их пребывания в стране и выезда, а также привлечения к трудовой деятельности на территории РФ. (Отметим, что в данной статье под понятием "иностранный гражданин" также подразумевается лицо без гражданства.) Санкции за административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ установлены в гл. 18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В этой статье мы рассмотрим миграционные нарушения, которые наиболее часто встречаются в судебной практике, а также связанные с ними санкции.

Нарушение правил въезда и режима пребывания

Согласно ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в стране выражается:

— в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию РФ;

— в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или, в случае утраты таких документов, в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных законом;

— в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.

Такие ситуации влекут за собой наложение административного штрафа в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб. с административным выдворением за пределы РФ или без такового. Данная санкция применяется к иностранному гражданину лично как к физическому лицу.

На практике подобные нарушения выявляются, когда в ходе проверки представители уполномоченных правоохранительных органов не обнаруживают у иностранца документов, подтверждающих законное пребывание или проживание на территории РФ (например, вследствие утраты или незаконного въезда), либо выясняется, что период их действия истек. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ иностранные граждане считаются законно находящимися в России при наличии у них действительного вида на жительство, либо разрешения на временное проживание, либо визы и (или) миграционной карты, если иное не предусмотрено международными договорами или федеральными законами. Согласно ст. 24 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ въезжать в страну и выезжать из нее можно при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено федеральным законом, международными договорами РФ или указами Президента Российской Федерации. Пунктом 2 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ установлено, что временно проживающий или пребывающий на территории РФ иностранный гражданин подлежит постановке на миграционный учет по месту пребывания (проживания) по истечении 3 рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, предусмотренных ст. 20. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 20 указанного Закона постоянно проживающий на территории РФ иностранный гражданин подлежит миграционному учету по истечении 7 рабочих дней, за исключением обстоятельств, предусмотренных ст. 20. В соответствии с пп. "б" п. 1 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ принимающая сторона, оформив уведомление о прибытии для иностранного гражданина, обязана передать ему отрывную часть бланка данного документа.

Итак, находясь в России, иностранец должен иметь следующие документы:

— документ, удостоверяющий личность, который признается таковым на территории РФ;

— разрешение на временное проживание или вид на жительство, если он имеет статус временно проживающего или постоянно проживающего на территории РФ;

— визу, если иностранный гражданин въехал на территорию РФ в порядке, требующем ее получения;

— миграционную карту, если иное не установлено международным договором или федеральным законом;

— уведомление о прибытии в место пребывания, если иностранец находится на территории РФ более 3 рабочих дней, а если он имеет статус постоянно проживающего лица — более 7 рабочих дней.

В случае утраты или порчи какого-либо из документов иностранный гражданин обязан в срочном порядке обратиться в соответствующий орган с заявлением об утере и с ходатайством о выдаче дубликата. В этом случае он получит справку с отметкой государственного органа о принятии такого заявления с предполагаемой датой выдачи дубликата. Таким образом он сможет подтвердить соблюдение правил пребывания на территории РФ, что исключает риск привлечения к административной ответственности. Порядок восстановления (получения дубликатов) каждого вида документа регулируется отдельным постановлением Правительства РФ.

Согласно ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушением является и неисполнение иностранцем, имеющим разрешение на временное проживание или вид на жительство в РФ, обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации. Если у иностранного гражданина есть разрешение на временное проживание в РФ, он обязан в течение 2 месяцев со дня истечения каждого очередного года, прошедшего после получения им разрешения на временное проживание, лично подавать уведомление о подтверждении проживания в стране (п. 9 ст. 6 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ). Пунктом 6 ст. 8 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ установлено, что имеющий вид на жительство иностранец должен также ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в РФ территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения гражданином вида на жительство. Заметим, что при наличии вида на жительство иностранный гражданин считается постоянно проживающим на территории РФ (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ). Нарушение срока подачи таких уведомлений влечет административную ответственность. Избежать ее можно только при наличии уважительной причины, документально подтвержденной и представленной в государственный орган вместе с уведомлением о подтверждении проживания в РФ.

Распространенной ситуацией является просрочка российской визы. В этом случае иностранец, продолжающий пребывать в РФ без уважительных причин, сначала будет привлечен к административной ответственности за уклонение от выезда, а затем должен будет оформить специальную выездную визу.

Несоответствие цели въезда, заявленной в визе,

фактической цели въезда

По ч. 2 ст. 18.8 КоАП РФ нарушением миграционного режима является несоответствие заявленной цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой деятельности в период пребывания (проживания) или роду занятий. Такое нарушение влечет наложение административного штрафа в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб. с административным выдворением за пределы РФ или без такового. Данная санкция применяется к иностранному гражданину лично как к физическому лицу.

Читайте также:  Как восстановить стаж работы при расчете пенсии

На практике это нарушение проявляется так: цель въезда, которая указывается в визе, не соответствует фактической. Виды виз определяются ст. ст. 25.4 — 25.8 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ, и отличаются они именно целью въезда и пребывания на территории РФ. Например, иностранному гражданину законом запрещено получить деловую или туристическую визу и осуществлять при этом трудовую деятельность.

Пример. У одной российской компании были зарубежные партнеры, представителям которых периодически необходимо было въезжать на территорию РФ для проведения переговоров и деловых встреч. Принимающая сторона оформляла приглашения, не прибегая к помощи специалистов. Однако со временем возникли затруднения. Один из зарубежных партнеров имел личный самолет, на котором и собирался прибыть в РФ. Для пилота, который также являлся иностранным гражданином, цель въезда не могла считаться деловой. В этом случае стоило в приглашении и визе указать "член экипажа", иначе пилот мог не пройти пограничный контроль, а его деловая виза было бы аннулирована как не соответствующая фактической цели въезда.

Неисполнение принимающей стороной обязанностей

по миграционному учету

Согласно ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, если принимающая сторона не выполняет обязанности, связанные с осуществлением миграционного учета, такое нарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб., на должностных лиц — от 40 тыс. до 50 тыс. руб., на юридических лиц — от 400 тыс. до 500 тыс. руб.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ принимающая сторона обязана поставить на миграционный учет (оформить уведомление о прибытии) иностранного гражданина, въехавшего на территорию РФ, не позднее 3 рабочих дней с даты прибытия, а если он имеет статус постоянно проживающего на территории РФ — не позднее 7 дней. Кроме того, согласно ст. 23 данного Закона принимающая сторона обязана снять иностранца с миграционного учета в случаях, предусмотренных законом (выезд гражданина за пределы РФ и т. д.), в срок не позднее 2 рабочих дней, направив в орган миграционного учета отрывную часть уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания.

Этот вид нарушений встречается довольно часто. Одна из основных причин такова: иностранный гражданин, работающий на территории РФ или приезжающий в страну с деловой целью, не всегда уведомляет о своем очередном прибытии приглашающую сторону, которая обычно является и принимающей. В этом случае по прошествии 3 рабочих дней с даты въезда, когда принимающая сторона будет оформлять уведомление о прибытии, ее привлекут к административной ответственности, причем объяснения о причинах просрочки не будут считаться уважительными.

Довольно часто иностранцы, покидая РФ, забирают с собой уведомления о прибытии, которые принимающая сторона обязана сдать в территориальный миграционный орган в течение 2 рабочих дней с даты выезда (ст. 23 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ). Кроме того, представители принимающей стороны могут не знать либо забыть о своей обязанности снять иностранного гражданина с миграционного учета и не оповестят соответствующие органы о том, что вернуть оригинал уведомления невозможно. Чтобы избежать административного правонарушения, в таком случае следует не позднее указанного срока снять иностранца с миграционного учета, направив в орган Федеральной миграционной службы РФ объяснительное письмо и копию отрывной части уведомления в органы.

Следует отметить, что в случае нарушения ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ в отношении двух или более принимаемых иностранных граждан ответственность возникает в отношении каждого из них. Если организация — юридическое лицо не поставит вовремя на учет двоих работников-иностранцев, на нее могут возложить административный штраф в размере до 1 млн руб. (по 500 тыс. руб. за каждого из сотрудников).

Чтобы избежать административной ответственности за нарушение правил миграционного учета, многие работодатели предусмотрительно указывают в трудовом договоре с иностранным гражданином обязанность предупреждать о намерении выехать из РФ или субъекта РФ, на территории которого ему разрешено пребывать, либо о въезде в РФ не позднее определенного срока. Желательно, чтобы у иностранного гражданина помимо оригинала всегда была при себе копия уведомления о прибытии (она понадобится и при выезде за пределы РФ, когда оригинал уже передан принимающей стороне). Это позволит избежать проблем при взаимодействии с государственными органами РФ.

Незаконное привлечение к трудовой деятельности

В случае привлечения к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина при отсутствии у него разрешения на работу или патента (далее — разрешительные документы), если они требуются в соответствии с федеральным законом, а также в случае, если у работодателя (заказчика услуг) отсутствует разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы, КоАП РФ в ч. 1 и 2 ст. 18.15 предусматривает следующие санкции: наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб., на должностных лиц — от 25 тыс. до 50 тыс. руб., на юридических лиц — от 250 тыс. до 800 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. При этом административная ответственность возникает за нарушение по каждой из этих частей ст. 18.15. К данной ситуации также применима ст. 18.10 КоАП РФ, в соответствии с которой к административной ответственности будет привлечен и сам иностранец, работавший без разрешительных документов. Ему грозит штраф в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб. с административным выдворением за пределы РФ или без такового.

Прецеденты нарушений ч. 1 и 2 ст. 18.15 КоАП РФ не раз освещались в российских СМИ. Обычно работодатели пытаются таким образом сэкономить время и средства при найме иностранных сотрудников. Сами работники в данном случае могут намеренно уклоняться от оформления разрешительных документов по разным причинам, одна из которых — нелегальное пребывание на территории РФ. Нарушения такого вида обычно выявляются в ходе выездной миграционной проверки, которая может быть инициирована как в плановом порядке, так и по заявлению или жалобе заинтересованных лиц.

Случается, что нарушения допускают и добросовестные участники таких правоотношений — без какого-либо умысла. Например, на практике очень много противоречий вызвали изменения, введенные 1 июля 2010 г. в ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ об отмене процедуры получения разрешительных документов на работу для некоторых категорий иностранных граждан. В частности, возникли затруднения в толковании пп. 9 п. 4 ст. 13 данного Закона, в котором говорится об отмене обязательной процедуры получения разрешительных документов на работу для иностранных граждан, являющихся сотрудниками аккредитованных на территории РФ представительств иностранных юридических лиц, зарегистрированных в РФ в установленном законодательством порядке, в пределах численности, согласованной при аккредитации указанных представительств уполномоченным аккредитующим органом, на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами Российской Федерации. К сожалению, многие расценили данный подпункт как норму об отмене разрешительных документов для сотрудников представительств иностранных юрлиц, но не обратили должного внимания на отсылку в данной норме к международным договорам РФ и принципу взаимности. Из-за этого некоторые подобные компании столкнулись с серьезными проблемами, связанными с оформлением иностранцев на работу.

Неуведомление госорганов о привлечении

к трудовой деятельности

Неуведомление необходимых государственных органов о привлечении к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина расценивается как нарушение ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ. Если работодатель (заказчик услуг) привлек к работе иностранца, но не уведомил установленные законом государственные органы о данном факте либо пропустил срок такого уведомления без уважительной причины, налагается административный штраф на граждан в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб., на должностных лиц — от 35 тыс. до 50 тыс. руб., на юридических лиц — от 400 тыс. до 800 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Перечень государственных органов, которые должен уведомить работодатель, зависит от порядка въезда иностранного гражданина на территорию РФ (визового или безвизового) либо от того, относится ли он к специальной категории (например, является высококвалифицированным специалистом). Данная обязанность устанавливается нормами Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ, а формы и порядок (в том числе сроки) подачи уведомлений — уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Обратите внимание: при выявлении уполномоченными органами исполнительной власти каких-либо нарушений в сфере миграционного законодательства РФ всегда должен составляться надлежаще оформленный протокол.

На практике. Четвертый арбитражный апелляционный суд. Постановление от 7 сентября 2010 г. по делу N А19-10377/10.

Ссылка на основную публикацию
Увольнение со службы 5 букв сканворд
Последняя бука буква "д" Ответ на вопрос "Увольнение со службы ", 5 букв: абшид Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова...
Требования к оформлению гарантийного письма
Что такое гарантийное письмо, как правильно его составить, образцы написания гарантийного письма. Гарантийное письмо представляет собой документ, который подтверждает намерения...
Требования к оформлению служебной записки
Служебная записка – наиболее распространенная форма общения между сотрудниками внутри предприятий и организаций. Можно сказать, что это своего рода информационно-справочный...
Увольнение со службы в органах внутренних дел
Дата вопроса: 27.09.2016 Автор: Сергей 23.09.2016 г. написал рапорт на пенсию по выслуге лет, в ОК сказали , что надо...
Adblock detector