При рассмотрении гражданского дела по иску касаткиной

При рассмотрении гражданского дела по иску касаткиной

При рассмотрении гражданского дела по иску Касаткиной А.А. к супругу Шершневу П.Н. о взыскании алиментов на свое содержание до исполнения ребенку одного года суд установил, что Касаткиной, которая находится в зарегистрированном браке с ответчиком, всего 17 лет. Суд постановил определение, которым иск оставил без рассмотрения, сославшись на то, что Касаткина не обладает гражданской процессуальной дееспособностью.
Допущены ли судом нарушения процессуального закона?

Решение:

Для того чтобы воспользоваться гражданской процессуальной правоспособностью, т. е. осуществлять процессуальные права и нести процессуальные обязанности, необходимо обладать процессуальной дееспособностью.

Согласно ст. 37 ГПК РФ гражданская процессуальная дееспособность – способность своими действиями осуществлять процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности и поручать ведение дела в суде представителю. Гражданская процессуальная дееспособность принадлежит в полном объеме гражданам, достигшим возраста 18 лет, и организациям.

Несовершеннолетний может лично осуществлять свои процессуальные права и выполнять процессуальные обязанности в суде со времени вступления в брак или объявления его полностью дееспособным (эмансипация).

Согласно ст. 21 ГК РФ приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения 18 лет. При признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определенного судом.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, по делам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, публичных и иных правоотношений, несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет вправе лично защищать в суде свои права, свободы и законные интересы. Однако суд вправе привлечь к участию в таких делах законных представителей несовершеннолетних.

Момент возникновения гражданской процессуальной правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц не совпадает. Моментом возникновения гражданской процессуальной правоспособности у физического лица является факт рождения, у юридического лица – возникновения юридического лица. Моментом возникновения гражданской процессуальной дееспособности у физического лица является достижение восемнадцатилетнего возраста, у юридического лица – возникновение юридического лица.

Таким образом, Касаткина обладает гражданской процессуальной дееспособностью, судом нарушены положения части 2 статьи 37 ГПК РФ. Несовершеннолетний может лично осуществлять свои процессуальные права и выполнять процессуальные обязанности в суде со времени вступления в брак.

Практикум по гражданскому процессу под редакцией профессора М.К.Треушникова
Тема 10. Судебное разбирательство
Задача №1

При рассмотрении дела по иску Васяевой И.В. к Кулешову В.И. о выселении после объяснений сторон и допроса свидетелей в суд сообщили, что у судьи тяжело заболел ребенок. Председательствующий объявил перерыв на два часа. Во время перерыва он рассмотрел и разрешил другое несложное гражданское дело. После перерыва судья продолжил исследование доказательств, допросил еще одного свидетеля, исследовал письменные доказательства.
После прений сторон суд удалился в совещательную комнату и постановил решение, которым в иске отказал.

Комментарии

Участие в форуме

Чтобы начать дискуссию или оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться

Решаю задачи по праву на studentshop.ru запись закреплена

№9
При рассмотрении гражданского дела по иску Касаткиной Н.А.
к супругу Шершневу В.С. о взыскании алиментов на свое со-
держание до исполнения ребенку одного года суд установил, что
Касаткиной, которая находится в зарегистрированном браке с
ответчиком, всего 17 лет.
Суд постановил определение, которым иск оставил без рас-
смотрения, сославшись на то, что Касаткина Н.А. не обладает
гражданской процессуальной дееспособностью.
Допущены ли судом нарушения процессуального закона?
№ 10
Краснов Е.Д. обратился в суд с иском к Беловой Т.Н. о призна-
нии права собственности на часть домовладения и об определении
порядка пользования земельным участком.
В первое судебное заседание обе стороны не явились и никаких
документов, подтверждающих уважительность причин отсутствия,
не представили. Во второе судебное заседание стороны вновь не
явились. Судья постановил определение, которым иск оставил без
рассмотрения. В частной жалобе Краснов Е.Д. просил отменить
вынесенное определение, указывая, что в исковом заявлении он
просил суд рассмотреть дело в его отсутствие в связи с тем, что
он является инвалидом первой группы, не имеет обеих ног.
Ответчица также обжаловала это определение, ссылаясь на
то, что в повестке с вызовом на второе судебное заседание была
ошибочно указана дата рассмотрения дела, в подтверждение чего
к жалобе приобщила судебную повестку.
Имеются ли основания для отмены определения об оставлении
иска без рассмотрения?
№ 11
При рассмотрении гражданского дела по иску ООО «Закат»
к Балабанову М.М. о взыскании 8665 руб. за похищенное им на
предприятии имущество было установлено, что в суд поступило
и скоро будет рассмотрено уголовное дело по обвинению Бала-
банова М.М. в хищении имущества, принадлежащего гражданину
Гуляеву Н.В.
Суд постановил определение о приостановлении производства
по делу до вступления в законную силу приговора суда.
Правильно ли поступил суд?
106

Читайте также:  Где находится регистрационный номер в паспорте

Тема 10. Судебное разбирательство
№ 12
Мытищинский районный суд в судебном заседании при рассмо-
трении дела по иску отдела учета и распределения жилой площади
к Голубевой А.Н. о выселении установил: ответчица Голубева А.Н.
проживает на данной площади в течение шести лет с разрешения
основной квартиросъемщицы Пекиной Н.П., которая в настоящее
время умерла. Голубева А.Н., являясь фактическим опекуном,
ухаживала и заботилась о ней до самой смерти. Пекина Н.П. была
тяжелобольным человеком, нуждающимся в уходе посторонних
лиц. Еще при жизни Пекина Н.П. неоднократно обращалась в
ЖЭК с просьбой зарегистрировать на ее жилой площади Голубе-
ву А.Н., однако эта просьба ЖЭК была отклонена. В оформлении
опекунства также было отказано. После смерти Пекиной Н.П.
Голубева А.Н. обратилась с заявлением в Администрацию Мыти-
щинского района о закреплении за ней комнаты Пекиной Н.П.,
в которой она проживала шесть лет.
Суд, исходя из этих обстоятельств, вынес определение, которым
приостановил производство по делу до разрешения в администра-
ции района вопроса о закреплении за Голубевой Н.П. занимаемой
комнаты.
Правильно ли это определение суда?
№ 13
Прокурор района в интересах престарелой Ривлиной Н.И.
предъявил в суде иск к Пугачевой А.С. и Демьянову П.П. о возме-
щении причиненного их несовершеннолетними детьми ущерба.
В процессе рассмотрения дела от прокурора поступило заявле-
ние, в котором он просил производство по делу прекратить ввиду
отказа поддерживать предъявленный им иск.
В судебное заседание, где обсуждалось заявление прокурора,
истица Ривлина Н.И. не явилась, хотя о месте и времени разби-
рательства дела была извещена в установленном порядке.
Адвокат, представляющий интересы Ривлиной Н.И., заявил,
если прокурор отказывается от иска, то дело для истицы явля-
ется бесперспективным. В связи с этим он тоже отказывается от
иска.
Суд постановил определение, которым производство по делу
прекратил.
В частной жалобе Ривлина Н.И. просила отменить определение
суда, ссылаясь на то, что от иска отказываться не собирается, в
суд не явилась по болезни, в подтверждение чего у нее имеется
107

Часть вторая. Тематика и содержание практических (семинарских) занятий
справка из больницы, адвокат же не имел полномочий отказаться
от иска, так как срок доверенности с этими полномочиями истек
за два дня до судебного заседания.
Подлежит ли отмене определение суда?
№ 14
Супруги Оськины проживали в двухкомнатной квартире.
В 2009 г. они расторгли брак. Оськин А.Б. обратился в суд с иском
к Оськиной О.Д. о разделе жилой площади и заключении с ним
отдельного договора найма жилого помещения на изолированную
комнату размером 12 кв. м с оставлением за ответчицей и ребенком
комнаты 18 кв. м.
Суд в удовлетворении иска отказал, мотивируя свое решение
тем, что поскольку жилая площадь равна 30 кв. м, то выделение
истцу комнаты размером 12 кв. м ущемит интересы ответчицы с
ребенком, которым на двоих остается комната площадью 18 кв. м.
Через некоторое время Оськин А.Б. вновь обратился в суд с
иском к Оськиной о разделе той же жилой площади и просил
признать за ним право пользования комнатой размером 10 кв. м,
ссылаясь на то, что такая комната согласно заключению глав-
ного архитектора района могла быть образована в результате
уменьшения комнаты 12 кв. м за счет переноса перегородки.
Разрешение Администрации района на перепланировку квартиры
у него имеется.
Дело рассматривалось в судебном заседании. Суд производство
по делу прекратил, сославшись на то, что по данному делу имеется
вступившее в законную силу решение по спору между теми же
сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
Оськин А.Б. подал частную жалобу на определение суда.
Имеются ли основания к отмене вынесенного судом определения
о прекращении производства по делу?
Организация и проведение деловых игр по теме
«СУДЕБНОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО»
Проведение деловых игр в учебной студенческой группе пре-
следует различные цели. Главное — повышение уровня профессио-
нальной подготовки студентов. Деловые игры, с одной стороны,
развивают живой интерес у студентов к глубокому изучению теории
не только гражданского процессуального, но и материального
108

Тема 10. Судебное разбирательство
(гражданского, семейного, трудового и т. д.) права, дают воз-
можность показать студентам практическую значимость теории
отрасли права, позволяют на личном опыте убедиться в том, как
трудно без прочных теоретических знаний решать конкретные
правовые вопросы, быстро ориентироваться в сложных ситуациях,
возникающих при рассмотрении и разрешении гражданского дела.
С другой стороны, деловые игры проводятся в приближенных
к практике условиях и обстановке. Поскольку участниками игр
являются сами студенты, то для них открываются возможности
не только получить наглядные представления о работе судьи,
прокурора, представителя (с работой этих участников процесса
можно ознакомиться и на студенческой практике), но и впервые
проверить себя в «деле», приобрести первые навыки по будущей
специальности.
Итак, деловые игры — это такая форма обучения, которая по-
зволяет слить воедино теоретическую и практическую подготовку
студентов. Такой сплав теории и практики в учебном процессе и
дает возможность значительно повысить их профессиональный
уровень.
Деловые игры позволяют увеличить интенсивность учебного
процесса, поднять его на более высокую качественную ступень.
Этого в значительной мере удается добиться, во-первых, путем
«автоматического» смещения центра тяжести подготовки студентов
на их самостоятельную работу вне аудитории; во-вторых, возрас-
тания активности во время игры в отведенные для занятий часы;
в-третьих, за счет увеличения ответственности каждого студента
не только за себя, но за исход всей игры в целом.
При ведении деловой игры студенты поставлены в такие усло-
вия, когда нормальное возникновение, развитие и завершение
игры прямо зависят от уровня теоретических знаний и умения при-
менять их на практике, от степени подготовленности к занятиям
каждого ее участника. Стоит не подготовиться только одному из
них — может быть сорвана вся игра в целом.
Не менее важна и практическая подготовка студентов. Деловая
игра не может быть начата и проведена не только без соответ-
ствующей теоретической подготовки участников игры, но и без
самих процессуальных действий: без изложения искового заяв-
ления и предъявления его «в суде», без качественной подготовки
к «судебному разбирательству», без вынесения соответствующих
постановлений в этих стадиях процесса. Вся эта многогранная
подготовительная работа должна быть проделана под руководством
109

Читайте также:  Обязанности грузчика в магазине продуктов

Часть вторая. Тематика и содержание практических (семинарских) занятий
преподавателя самими студентами вне времени семинарских заня-
тий. Деловая игра — это активная форма обучения. В ней одновре-
менно участвуют не один, не два и даже не десять студентов, а вся
учебная группа в целом, каждому студенту отводится определенная
«роль». Специфика деловой игры ставит студентов в такие условия,
когда они вынуждены не только высказывать свои суждения по
существу дела, но и в не меньшей мере задавать вопросы, причем
не преподавателю, как это чаще всего имеет место в семинаре,
а своим же товарищам по игре. Содержание этих вопросов уже
само по себе свидетельствует во многом об уровне теоретической
подготовки студентов. Навыки же, полученные в игре, имеют не-
маловажное значение для подготовки высококвалифицированных
специалистов.
Наконец, деловые игры преследуют и воспитательные задачи.
Они помогают привить любовь специалиста к будущей профес-
сии, понять ее сложность и привлекательность. Деловая игра во
многом помогает решать эти важные задачи. Особенности же вос-
питательной работы обусловлены спецификой условий, в которых
она проводится. Любое гражданское дело — это конфликтная
жизненная ситуация. В деловых играх студент учится не только
правильно определять свое отношение к ней, но и отыскивать
пути и средства преодоления трудностей. Деловая игра заставляет
его задуматься над причинами этих конфликтов.
Деловые игры способствуют также развитию у студентов чувства
самостоятельности, находчивости, умения в сложной ситуации от-
стаивать свою позицию, они в какой-то степени помогают студенту
определить свою будущую профессию, найти свое признание.
Для выполнения указанных задач необходимы следующие
условия:
а) высокий уровень подготовки преподавателя к деловой игре,
овладение им методикой проведения такого занятия, его умение
заинтересовать студентов, дать им возможность показать свои
знания и способности в самостоятельной работе;
б) высокая теоретическая и необходимая практическая подго-
товка студентов, хорошее понимание ими пройденного материала
как по гражданскому процессу, так и по материальному праву;
в) неразрывная связь деловой игры с изученными и изучаемыми
темами программы курса «Гражданский процесс»;
г) правильный выбор фабулы (макета) гражданского дела;
д) наличие «зала судебного заседания», его современное тех-
ническое оснащение.
110

Тема 10. Судебное разбирательство
Деловые игры можно успешно проводить как со студентами
дневного, так и вечернего отделения. Подготовка и их проведение
должны осуществляться самими студентами под контролем пре-
подавателя учебной группы.
Любую деловую игру можно условно разбить на три этапа: 1) под-
готовка; 2) проведение; 3) подведение итогов работы студентов.
Подготовка — важный этап деловой игры. Именно здесь долж-
ны быть созданы все условия для ее успешного развития и заверше-
ния. На этом этапе проводится большая организационная работа,
поэтому приступать к подготовке игры нужно заблаговременно.
Лучше, если этот срок будет не менее двух недель, он необходим
студентам для повторения пройденного материала (без чего деловая
игра не может быть успешно проведена). Чтобы каждый из них
мог в достаточной мере освоиться со своей ролью, подготовить и
составить все процессуальные документы — исковое заявление,
возражения на иск, определения о возбуждении дела и другие, а
также иные процессуальные действия, предусмотренные законом
в стадиях возбуждения и подготовки гражданского дела.
При подготовке деловой игры необходимо в первую очередь
правильно подобрать фабулу гражданского дела. Предварительно
нужно выяснить, что уже было изучено студентами по матери-
альному праву (гражданскому, семейному, трудовому и др.) на
данный момент. Для игры не следует брать такую фабулу граж-
данского дела, в котором спорный гражданско-правовой вопрос
еще не изучался студентами по соответствующим дисциплинам
материального права. Отбирая дело, необходимо учесть и коли-
чественный состав студенческой группы, в которой проводится
игра. Для деловой игры лучше взять такой материал, в котором
каждому студенту группы отводилась бы своя конкретная роль
(судьи, прокурора, эксперта и т. д.). Подбор фабулы должен осу-
ществляться преподавателем совместно с самими студентами. Их
предложения непременно должны учитываться. Если по каким-то
условиям избранная фабула гражданского дела не совсем подходит
для игры, то в нее с помощью преподавателя могут быть внесены
соответствующие изменения и дополнения (например, расширен
круг участников процесса, дополнительно введены те или иные
обстоятельства и т. д.). Избранная фабула должна быть изучена
каждым студентом группы. Это позволит им активно включиться
в игру, критически относиться ко всему происходящему в «зале
судебного заседания».
Деловая игра может развертываться и в соответствии с макетом
гражданского дела. Однако, как правило, игру следует проводить
111

Читайте также:  Оплачивается ли стажировка в магните

Часть вторая. Тематика и содержание практических (семинарских) занятий
вокруг фабулы гражданского дела, а не в соответствии с макетами.
Это в большей степени позволяет студентам проявить самостоя-
тельность. Они сами должны подготовить и предъявить исковое
заявление, вынести определения о возбуждении и подготовке дела
к судебному разбирательству, самостоятельно совершить ряд других
процессуальных действий, без которых невозможны нормальное
развитие и завершение процесса. Макет же гражданского дела в
большинстве случаев содержит все названные процессуальные
документы (кроме судебного решения), и никакой необходимости
в их составлении нет.
Только после изучения фабулы избранного для игры граждан-
ского дела можно приступить к распределению «ролей» между
студентами. Эту работу в основном могут провести сами студенты.
Хорошо зная обстоятельства дела, намеченного для игры, и воз-
можности каждого студента группы, они самостоятельно с этим
справляются. Только в необходимых случаях преподаватели дают
советы и консультации.
При распределении ролей может оказаться, что студентов в
группе несколько больше, чем участников процесса по избран-
ному делу. Практика показала, что в таком случае на одну «роль»
адвоката, прокурора, представителя общественности и трудовых
коллективов можно назначить двух студентов. Такое «соучастие»
не мешает ходу деловой игры. Более того, путем наглядного срав-
нения «процессуальной деятельности» двух своих коллег студенты
получают возможность лучше понять достоинства и недостатки
теоретической и практической подготовки каждого из них. Оно
способствует более качественной подготовке каждого из «соучаст-
ников» к деловой игре, делает ее живой и интересной.
Подготовительный период включает также «предъявление иска»
и «подготовку гражданского дела к судебному разбирательству».
Написать «исковое заявление» и предъявить его в «суд» обязан
«истец» с помощью «адвоката», возражения на иск излагаются
«ответчиком» и «адвокатом» с его стороны. Подготовку дела к
«судебному разбирательству» проводит «судья».
Все «процессуальные» действия при возбуждении дела и его
подготовке к судебному разбирательству должны совершаться
строго в соответствии с нормами ГПК РФ. Эти действия прово-
дятся студентами в неучебное время. На практических занятиях
обсуждаются лишь итоги их работы в этих двух стадиях.
В подготовительный период студент должен посетить один из
судов города и на практике ознакомиться с его работой по рассмо-
112

Тема 10. Судебное разбирательство
трению и разрешению гражданских дел. Это особенно необходимо
«судьям», «прокурору», «адвокатам», «истцам», «ответчикам».
Второй этап игры — основной. Он полностью отведен для
рассмотрения и разрешения дела. Разбирательство дела лучше
проводить в специально оборудованном зале судебного заседания,
оснащенном видеозаписью. Наличие видеозаписи дисциплинирует
студентов, дает возможность в любой момент, остановив игру, вос-
произвести и обсудить с ними нужный фрагмент деловой игры,
позволяет участник

Ссылка на основную публикацию
Презумпция невиновности примеры из жизни
Конституция РФ/ Статья 49, ч1 УПК РФ/ Статья 14 Извинения редакции или автора материала уместны и возможны, но только в...
Права студента в казахстане
Презентация была опубликована 4 года назад пользователемТатьяна Трошкина Похожие презентации Презентация на тему: " ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТОВ. Права и...
Представление военнослужащего по прибытию из отпуска
Порядок представления командирам (начальникам) и лицам, прибывшим для инспектирования (проверки). 60. Военнослужащие представляются своим непосредственным начальникам в случаях: назначения на...
При каких заболеваниях легких дают инвалидность
На какую группу инвалидности могут рассчитывать горожане, у которых имеются проблемы с дыханием, как и где установить инвалидность, необходимые документы...
Adblock detector