Электроэнергия для бытовых нужд

Электроэнергия для бытовых нужд

Имеют ли право граждане, использующие электроэнергию для коммунально-бытовых нужд, приобретать ее без наличия договора в письменной форме?

Граждане, использующие электрическую энергию для коммунально-бытовых нужд, вправе приобретать ее без наличия письменной формы договора энергоснабжения.

В соответствии с п.п.72-73 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 года № 442, действие договора энергоснабжения между гарантирующим поставщиком и гражданином, не ставится в зависимость от факта составления документа, подписанного сторонами в письменной форме.

Наличие заключенного гражданином, договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком подтверждается документом об оплате этим гражданином потребленной им электрической энергии, в котором указаны наименование и платежные реквизиты гарантирующего поставщика, осуществляющего энергоснабжение. В этом случае договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящим Постановлением, с даты, соответствующей дате начала периода, за который гражданином произведена первая оплата электрической энергии этому гарантирующему поставщику.

В этом разделе размещены основные законы электроэнергетики, которые касаются взаимоотношений потребителей и поставщиков электроэнергии. Для удобства поиска нужного документа все размещенные законы и постановления электроэнергетики содержат краткое и понятное описание того, какие вопросы они призваны регламентировать. В разделе цветом выделены те документы, которые имеют наиболее важное значение для потребителей электроэнергии. Например, такие документы как "Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии", "Правила технологического присоединения", утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861, а также "Основные положения функционирования розничных рынков электроэнергии", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (так называемые "Новые правила электроэнергетики").

Федеральные законы

Комментарий от Энерго-Консультант: Определены общие принципы заключения и продления договора энергоснабжения, обязательства по определению количества потребленной электроэнергии, соответствия ее качества регламентированному и т.д.

Комментарий от Энерго-Консультант: Базовый нормативный документ, определяющий общие вопросы функционирования электроэнергетики.

Комментарий от Энерго-Консультант: В этом нормативном документе электроэнергетики определены вопросы:

  • Необходимость обеспечения энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, а также в жилищном фонде (многоквартирных домах) и в садоводческих товариществах;
  • Определено что такое энергетическое обследования и порядок его проведения;
  • Определено что такое энергосервисный договор и порядок его заключения.

Комментарий от Энерго-Консультант: Определена ответственность на повреждение электросетей, ответственность за нарушение правил охраны электросетей свыше 1000 В, ответственность за ввод в эксплуатация энергопотребляющих устройств без разрешения, ответственность за нарушение стандартов раскрытия информации субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности, розничных рынков электрической энергии, ответственность за нарушение законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности (261 — ФЗ).

Постановления Правительства РФ

Комментарий от Энерго-Консультант: Данное постановление электроэнергетики — один из основных нормативных документов, регламентирующих порядок взаимодействия потребителей электроэнергии и поставщиков электроэнергии. В частности, в этом документе определены следующие вопросы:

  • правила деятельности гарантирующих поставщиков;
  • правила заключения договоров энергоснабжения;
  • порядок расчетов за электроэнергию (в т.ч. по нерегулируемым ценам);
  • требования к учету электроэнергии (в т.ч. к приборам учета), порядок проведения съема показаний приборов учета, ввод их в эксплуатацию, обязательства потребителей с максимальной мощностью свыше 670 кВт установить почасовые приборы учета, ответственность потребителя за непредоставление показаний приборов учета или не принятию мер по замене прибора учета в случае его неисправности;
  • в приложении 3 указаны расчетные способы определения величины потребленной электроэнергии в случае безучетного или бездоговорного потребления электроэнергии, а также в случае несвоевременного предоставления потребителем показаний приборов учета;
  • определен порядок проведения ограничения поставок электроэнергии (отключения электроэнергии в т.ч. и за неуплату) в отношении потребителей электроэнергии.

Комментарий от Энерго-Консультант: Этот документ электроэнергетики необходимо знать тем, кто только планирует присоединиться к электросетям и потреблять электроэнергию (определяет правила технологического присоединения к электросетям). Также этот документ определяет порядок взаимодействия сетевой организации и потребителя в процессе исполнения договора оказания услуг по передаче электроэнергии (для случаев когда потребитель заключает не договор энергоснабжения, в котором гарантирующий поставщик сам в интересах потребителя урегулирует услуги по передаче электроэнергии, а договор купли-продажи). Также определен порядок взаимодействия с системным оператором (для крупных потребителей) и с ОАО "АТС" (для крупных потребителей, которые самостоятельно работают на оптовом рынке электроэнергии).

Комментарий от Энерго-Консультант: В этом постановлении электроэнергетики определен список информации, которую субъекты естественных монополий обязаны раскрывать путем публикации на своем официальном сайте или других источниках. В частности, для гарантирующих поставщиков прописаны требования к публикации цен на электроэнергию и ее составляющих, основных условий договоров энергоснабжения и т.д. Для сетевых компаний прописано требованию к публикации информации о свободных источниках питания для осуществления технологического присоединения и т.д.

Комментарий от Энерго-Консультант: нормативный акт предназначен для крупных потребителей, имеющих на балансе объекты производства электроэнергии и использующие выработанную электроэнергию для собственных нужд.

Читайте также:  Пенсия работающим пенсионерам инвалидам 3 группы

Комментарий от Энерго-Консультант: регламентирует отношения между субъектами оптового рынка на оптовом рынке электроэнергии и мощности. В основном субъектами оптового рынка электроэнергии являются производители электроэнергии, гарантирующие поставщики, энергосбытовые компании, а также очень крупные потребители электроэнергии, которые получили статус субъекта оптового рынка электроэнергии и мощности.

Комментарий от Энерго-Консультант: в этом постоновлении электроэнергетики прописан порядок расчета нерегулируемых цен на электроэнергию, которые гарантирующие поставщики поставляют потребителям юридическим лицам и предпринимателям.

Комментарий от Энерго-Консультант: В этом нормативном документе определен порядок расчета и установления тарифов регулирующими органами (Федеральной службой по тарифам, Региональными энергетическими комиссиями и Региональными Службами по тарифам) для субъектов естественных монополий

Комментарий от Энерго-Консультант: Практически все взаимоотношения граждан-потребителей электроэнергии и поставщиков определяются в этом Постановлении, а именно: порядок расчетов и оплаты электроэнергии, предоставления показаний приборов учета электроэнергии, замены приборов учета, соответствие качества поставляемой электроэнергии ГОСТам, допустимое время отключения электроэнергиии многое другое .

Комментарий от Энерго-Консультант: Данные правила электроэнергетики предназначены для местных органов исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. В них регламентирован порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг.

Комментарий от Энерго-Консультант: В этом нормативном акте определено, что при установлении тарифов на электроэнергию для жителей жилых домов в которых установлены электроплиты, а также для жителей сельской местности применяется понижающий коэффициент 0,7.

Комментарий от Энерго-Консультант: В этом нормативном акте определены требования, предъявляемые к жилым помещениям, также регламентирован основания и порядок признания жилого помещения непригодным для проживания.

Приказы Министерства Энергетики РФ (ранее — Минпромэнерго РФ)

Комментарий от Энерго-Консультант: документ предназначен для очень крупных потребителей (плавка металла, химическое производство), характер электропотребления которых может оказывать на потребление реактивной мощности в энергосистеме.

Комментарий от Энерго-Консультант: данные правила электроэнергетики предназначены для сетевых организаций. Для потребителей может представлять интерес только раздел о порядке формирования актов аварийной и технологической брони.

Комментарий от Энерго-Консультант: документ определяет порядок расчета, защиты и утверждения планового процента потерь для сетевых организаций.

Приказы Федеральной службы по тарифам России

Комментарий от Энерго-Консультант: этот документ электроэнергетики предназначен для регулирующих органов. Определяет порядок расчета регулируемых тарифов.

Комментарий от Энерго-Консультант: В этом документе ФСТ РФ утверждаются плановые величины отпуска электроэнергии на предстоящий год. После этого эти плановые значения используются для установления тарифов субъектов естественных монополий.

Комментарий от Энерго-Консультант: В этом нормативном документе определены интервалы (часы), для определения объема потребления электроэнергии по зонам суток для потребителей — юридических лиц, выбравших при расчетах с поставщиком электрической энергии 2 ценовую категорию.

Комментарий от Энерго-Консультант: В этом нормативном документе определены интервалы (часы), для определения объема потребления электроэнергии по зонам суток (день-ночь) для населения на территории России. Приказом установлено, что ночная зона установлена с 23 до 7 ежедневно в течение года. Остальные часы — дневная зона.

Иные нормативные документы

Комментарий от Энерго-Консультант: В этом нормативном документе электроэнергетики указаны основные предельно допустимые значения параметров качества электроэнергии от нормативных. В настоящее время этот документ утратил силу. Вместо него вступил в действие ГОСТ 32144-2013 (ссылку смотри ниже).

Комментарий от Энерго-Консультант: В часы суток, указанные в этом документе, определяется фактическая мощность потребителей, выбравших для расчета за электроэнергию 4 или 6 ценовую категории.

Комментарий от Энерго-Консультант: В этом Положении прописан порядок выдачи разрешений объектам по производству электроэнергии о торговоле электроэнергией на розничном рынке электроэнергии. Может быть полезно крупным потребителям, имеющим на своем балансе объекты производства электроэнерги (потребители с блок-станциями)

Комментарий от Энерго-Консультант: в этой Инструкции предусмотрен порядок расчета потерь при утверждении норматива потерь в Минэнерго. Также в соответствии с этим порядком должны рассчитываться потери электроэнергии, которые предъявляются к оплате потребителям поставщиками электроэнергии, если прибор учета электроэнергии установлен не на границе балансовой принадлежности электросетей и потребителя. Именно эта величина потерь зачастую бывает "камнем преткновения" в расчетах потребителей и поставщиков электроэнергии.

Комментарий от Энерго-Консультант: в этом письме РСТ Ростовской области указывает свое видение критериев и наличия необходимых подтверждающих документов для жителей Ростовской области, проживающих в домах, оборудованных электроплитами или электрокотлами для целей применения увеличенной социальной нормы. Также можно предположить, что данное информационное письмо можно также использовать при взаимодействии с поставщикаим электоэнергии на территории Ростовской области при изменении тарифа на электроэнергию с обычного "городского" на "льготный тариф с электроплитами".

В настоящей статье автор представляет правовой анализ судебной практики по вопросам применения тарифов на электрическую энергию для коммунально-бытовых нужд населения в отношении различных категорий потребителей.

Читайте также:  Не отдают машину со штрафстоянки без оплаты

Одними из самых интересных вопросов в судебной практике остаются вопросы применения тарифов на электрическую энергию для коммунально-бытовых нужд населения в отношении тех или иных категорий потребителей.

Представляется целесообразным обратить внимание на имеющуюся практику рассмотрения спорных вопросов в судебном порядке, т.к. это может быть полезным как в практической деятельности юристов, так и при проведении научных исследований по различным аспектам правового регулирования в сфере электроэнергетики.

Так, например, имеется судебная практика о применении тарифов на электрическую энергию, потребленную подземным гаражом. В 2013 г. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассматривал дело о применении тарифов на электрическую энергию, потребленную подземным гаражом, где указал на правомерность применения к подземному гаражу тарифа на электрическую энергию с понижающим коэффициентом, исходя из того что подземный гараж относится к общедомовому имуществу .

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.09.2013 N 6037/13. URL: http://www.arbitr.ru/as/pract/post_pres/1_1_aae59544-a4fc-4cff-86d2-75dbc28f2348.html.

Согласно подп. “а” и “ж” п. 2 Правил содержания общего имущества в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в т.ч. (помимо прочего) технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая (помимо прочего) коллективные автостоянки и гаражи, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 “Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению имуществом в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность” // Российская газета. 2006. 22 августа.

Факт принадлежности машино-мест на праве собственности лицам, не проживающим в многоквартирном доме, а также использование этих машино-мест для удовлетворения личных потребностей собственников (в связи с этим суды указали на отсутствие оснований для их отнесения к общедомовому имуществу и на невозможность в данном случае распределения между всеми собственниками квартир в многоквартирном доме расходов по их содержанию, включающему потребление электрической энергии на освещение) не имеет правового значения при определении подлежащего применению тарифа на электрическую энергию, поставленную в помещение подземного гаража, поскольку на статус этого подвального помещения, в котором имеются инженерные коммуникации, не влияет принадлежность расположенных в нем машино-мест лицам, не проживающим в таком доме.

Наличие среди собственников машино-мест лиц, не являющихся собственниками жилых помещений многоквартирного дома, оборудованного стационарными электроплитами, не влияет на правовой режим подземного гаража как общедомового имущества. Кроме того, отказ в применении тарифа на электрическую энергию, установленного регулирующим органом с понижающим коэффициентом, нарушает права тех собственников машино-мест, которые одновременно являются собственниками жилых помещений в этом доме.

Таким образом, подземный гараж, расположенный в подвальном помещении многоквартирного жилого дома, оборудованного электрическими плитами, относится к общедомовому имуществу и при расчетах за потребленную им электрическую энергию подлежит применению тариф, установленный регулирующим органом для таких домов с применением понижающего коэффициента.

В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ по указанному делу отмечается, что отнесение подземного гаража к общедомовому имуществу при определении подлежащего применению тарифа на электрическую энергию с понижающим коэффициентом не затрагивает права собственности граждан на машино-места.

Хотелось бы также обратить внимание на судебную практику разрешения споров в связи с необходимостью оплаты электрической энергии в местах общего пользования многоквартирного жилого дома. В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.01.2008 N 10211/07 содержится вывод о необходимости оплаты электрической энергии, потребленной в местах общего пользования многоквартирного жилого дома, оборудованного стационарными электрическими плитами, по единому тарифу для населения, установленному с понижающим коэффициентом.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.01.2008 N 10211/07. URL: http://www.arbitr.ru/? >

На общедомовое имущество, в состав которого входят встроенные гаражи с машино-местами, распространяется режим мест общего пользования. Начисление платы за электроэнергию, потребленную подвальным помещением многоквартирного дома, оборудованного электрическими плитами, в котором расположены машино-места, должно производиться по тарифу с понижающим коэффициентом.

Представляется целесообразным также остановиться на выводах, сделанных в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 06.03.2012 N 14340/11 , по вопросу о признании недействительным отказа в отнесении водно-моторного клуба к группе потребителей, использующих электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, для которых производится расчет тарифов по группе “население”.

Читайте также:  Квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль

Постановление Президиума ВАС РФ от 06.03.2012 N 14340/11. URL: http://www.arbitr.ru/bras.net/f.aspx? >

Установив, что вся приобретаемая клубом электрическая энергия используется гражданами – собственниками помещений для хранения лодок и маломерных судов исключительно на коммунально-бытовые нужды, суды при удовлетворении заявленных требований допустили расширительное толкование перечня некоммерческих объединений граждан, приравниваемых к тарифной группе “население”.

В Постановлении отмечается, что такое толкование соответствует установленному п. 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 , общему критерию отнесения потребителей электрической энергии к категории “население”, заключающемуся в использовании этой энергии на коммунально-бытовые нужды.

Приказ Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 “Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке” // Российская газета. 2004. 2 ноября.

В соответствии с Приказом Федеральной службы по тарифам от 16.09.2014 N 1442-э “Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей” Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденные Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, не применяются в части государственного регулирования цен (тарифов) для населения на электрическую энергию (мощность) с 11.11.2014.

Приказ ФСТ России от 16.09.2014 N 1442-э “Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей” // Российская газета. 2014. 31 октября; Российская газета. 2014. 7 ноября (уточнение).

Согласно Методическим указаниям, утвержденным Приказом ФСТ России от 16.09.2014 N 1442-э, к населению приравнены следующие категории потребителей:

– садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан – некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства;

– юридические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления осужденными в помещениях для их содержания при условии наличия раздельного учета электрической энергии для указанных помещений;

– содержащиеся за счет прихожан религиозные организации;

– гарантирующие поставщики, энергосбытовые, энергоснабжающие организации, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях дальнейшей продажи населению и приравненным к нему категориям потребителей в объемах фактического потребления населения и приравненных к нему категорий потребителей и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования в целях потребления на коммунально-бытовые нужды граждан и не используемой для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности;

– объединения граждан, приобретающих электрическую энергию (мощность) для использования в принадлежащих им хозяйственных постройках (погреба, сараи);

– некоммерческие объединения граждан (гаражно-строительные, гаражные кооперативы) и граждане, владеющие отдельно стоящими гаражами, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды и не используемую для осуществления коммерческой деятельности.

В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вышеуказанному делу также указывается, что неупоминание в Методических указаниях, помимо объединений, граждан – собственников помещений для хранения автомобилей (гаражей) также и объединений граждан – собственников помещений для хранения лодок и маломерных судов (эллингов) в числе некоммерческих объединений граждан, приравненных к категории потребителей “население”, не может являться основанием для отказа в отнесении клуба к указанной категории потребителей, если упомянутыми гражданами электрическая энергия используется исключительно для коммунально-бытовых нужд, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности.

В рамках данной статьи уделено внимание лишь одному из вопросов судебной практики разрешения споров в сфере электроэнергетики касательно применения тарифов на электрическую энергию для коммунально-бытовых нужд населения, при этом следует отметить, что и иные вопросы, по которым складывается судебная практика, имеют огромный интерес, поскольку правовое регулирование в сфере электроэнергетики динамично развивается, законодательство часто изменяется и дополняется и не все возникающие споры разрешаются в досудебном порядке.

А.А.Ефимова
“Правовой энергетический форум”, 2015, N 2

____________________
Ключевые слова: правовое регулирование в сфере электроэнергетики, государственное регулирование цен (тарифов) для населения на электрическую энергию, судебная практика, категории потребителей.

Ссылка на основную публикацию
Шериев и партнеры надежная контора
Добро пожаловать в Коллегию адвокатов г. Москвы "Шериев и партнеры". Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших юридических проблем...
Что нужно для открытия управляющей компании
Итак, вы решили начать собственный бизнес, да не где-нибудь, а в сфере ЖКХ. Открыть управляющую компанию? А почему бы и...
Что нужно для оформления машины в гаи
Многие люди интересуются вопросом: как происходит сейчас оформление автомобиля в ГИБДД по новым правилам? Вопрос актуальный, так как машины сегодня...
Шенген в австрию самостоятельно
Австрия — это часть Шенгена, а потому всем россиянам, планирующим поездку в эту страну, обязательно следует вначале получить визу. (точно...
Adblock detector