Финансирование фонда капитального ремонта

Финансирование фонда капитального ремонта

ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

от 05 ноября 2015 года N 381-пр

Об утверждении Порядка использования на возвратной основе средств фондов капитального ремонта
одних многоквартирных домов для финансирования капитального ремонта в других многоквартирных домах

(c изменениями на 20 декабря 2017 года)

В соответствии со статьей 179 Жилищного кодекса Российской Федерации, с Законом Хабаровского края от 24 июля 2013 г. N 296 "О регулировании отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Хабаровского края" Правительство края

постановляет:

Утвердить прилагаемый Порядок использования на возвратной основе средств фондов капитального ремонта одних многоквартирных домов для финансирования капитального ремонта в других многоквартирных домах.

Порядок использования на возвратной основе средств фондов капитального ремонта одних многоквартирных домов для финансирования капитального ремонта в других многоквартирных домах

Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И. Шпорт

УТВЕРЖДЕН
постановлением
Правительства Хабаровского края
от 05 ноября 2015 года N 381-пр

ПОРЯДОК
использования на возвратной основе средств фондов капитального ремонта одних многоквартирных
домов для финансирования капитального ремонта в других многоквартирных домах

(c изменениями на 20 декабря 2017 года)

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьями 178, 179 Жилищного кодекса Российской Федерации, с частью 3 статьи 8 Закона Хабаровского края от 24 июля 2013 г. N 296 "О регулировании отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Хабаровского края" и определяет правила использования средств, полученных некоммерческой организацией "Региональный оператор — Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае" от собственников помещений в одних многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора (далее — региональный оператор и фонд регионального оператора соответственно), на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора (далее — МКД-заемщик и фонд МКД-заемщика соответственно).

2. Средства фонда регионального оператора могут быть использованы региональным оператором на возвратной основе для финансирования проведения работ и (или) оказания услуг по капитальному ремонту общего имущества в МКД-заемщиках в рамках реализации Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Хабаровского края на 2014-2043 годы, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 30 декабря 2013 г. N 479-пр (далее — капитальный ремонт и программа капитального ремонта соответственно), при соблюдении следующих условий:

2.1. Расположение многоквартирных домов, в отношении которых формируется фонд регионального оператора, и МКД-заемщиков на территории одного муниципального района (городского округа) края.

2.2. Достаточность средств фонда МКД-заемщика на капитальный ремонт, которая определяется как сумма средств:
— накопленных на счете регионального оператора по МКД-заемщику;
— взносов на капитальный ремонт, вносимых собственниками помещений МКД-заемщика в течение срока, в котором производится возврат средств в фонд регионального оператора, планируемых к использованию на капитальный ремонт общего имущества МКД-заемщика.
При предоставлении региональному оператору мер финансовой поддержки за счет средств краевого бюджета и (или) местных бюджетов муниципальных образований края и (или) использовании иных источников, не запрещенных законодательством, данные средства учитываются при определении достаточности средств фонда МКД-заемщика на капитальный ремонт.
Средства фонда МКД-заемщика на капитальный ремонт считаются достаточными, если их сумма равна или больше стоимости проведения работ и (или) оказания услуг по капитальному ремонту.

2.3. Расчетный срок возврата средств фонда регионального оператора МКД-заемщиком (далее — расчетный срок возврата) составляет:
а) не более 180 месяцев с первого числа месяца, следующего за месяцем определения возможности использования средств фонда регионального оператора МКД-заемщиком в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка, в случае если собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании или органом местного самоуправления принято решение о выполнении от одного до трех включительно видов работ по капитальному ремонту общего имущества в таком доме;
б) не более 240 месяцев с первого числа месяца, следующего за месяцем определения возможности использования средств фонда регионального оператора МКД-заемщиком в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка, в случаях если собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании или органом местного самоуправления принято решение о выполнении не менее четырех видов работ по капитальному ремонту общего имущества в таком доме и (или) если многоквартирный дом, в отношении которого принято решение о выполнении работ по капитальному ремонту, является объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) народов Российской Федерации или выявленным объектом культурного наследия.
Расчетный срок возврата определяется по формуле:

Рс = (Сс — Нф)/(П х Т),

где:
Рс — расчетный срок возврата (месяцев);
Сс — сметная стоимость капитального ремонта (рублей);
Нф — сумма средств, накопленных на счете регионального оператора по МКД-заемщику (рублей), определяемая по состоянию:
— на 30 июня года формирования краткосрочного плана реализации программы капитального ремонта или года актуализации этапа реализации краткосрочного плана реализации программы капитального ремонта (далее — краткосрочный план и год планирования или актуализации соответственно) — в случае если расчет производится при подготовке региональным оператором предложений о включении многоквартирных домов в краткосрочные планы реализации программы капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования края (далее — предложения регионального оператора и краткосрочные планы муниципальных образований соответственно), в соответствии с пунктом 3 Порядка утверждения краткосрочных планов реализации Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Хабаровского края на 2014 — 2043 годы, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 30 декабря 2013 г. N 479-пр, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 05 мая 2014 г. N 138-пр (далее — Порядок N 138), а также при формировании органом местного самоуправления краткосрочного плана муниципального образования в соответствии с Порядком N 138;
— на последний день месяца, предшествующего дате поступления региональному оператору протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в таком доме, принятого в соответствии с частями 2, 5 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — решение собственников), или решения органа местного самоуправления, принятого в соответствии с частью 6 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — решение органа местного самоуправления);
П — общая площадь помещений в МКД-заемщике, принадлежащая собственникам этих помещений (кв. метров);
Т — минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, утвержденный постановлением Правительства Хабаровского края на год, следующий за годом определения возможности использования средств фонда регионального оператора, или размер взноса на капитальный ремонт, установленный собственниками МКД-заемщика на общем собрании в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, утвержденный постановлением Правительства Хабаровского края на год, следующий за годом определения возможности использования средств фонда регионального оператора (рублей за один кв. метр в месяц).
В случае изменения минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края, производится пересчет расчетного срока возврата. (Подпункт изменен Постановлением Правительства Хабаровского края от 20 декабря 2017 года N 511-пр.

2.4. Отсутствие у МКД-заемщика задолженности перед региональным оператором по возврату средств фонда регионального оператора, израсходованных в предыдущие годы на капитальный ремонт этого МКД-заемщика, на первое число месяца, следующего за последним месяцем расчетного срока возврата.
При наличии задолженности, указанной в абзаце первом настоящего подпункта, средства фонда регионального оператора предоставляются для проведения других работ по капитальному ремонту, предусмотренных программой капитального ремонта или определенных решениями, в случае если суммарный расчетный срок возврата за ранее предоставленные и планируемые к предоставлению МКД-заемщику средства фонда регионального оператора не превышает срока действия программы капитального ремонта и 180 месяцев в случае, указанном в подпункте "а" подпункта 2.3 настоящего пункта, или 240 месяцев в случае, указанном в подпункте "б" подпункта 2.3 настоящего пункта. (Подпункт изменен Постановлением Правительства Хабаровского края от 20 декабря 2017 года N 511-пр.

Читайте также:  Право безвозмездного пользования недвижимым имуществом

3. Возможность использования средств фонда регионального оператора определяется региональным оператором с учетом условий, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, требований к обеспечению финансовой устойчивости деятельности регионального оператора, установленных статьей 9 Закона Хабаровского края от 24 июля 2013 г. N 296 "О регулировании отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Хабаровского края", сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, определенных программой капитального ремонта, а также с учетом краткосрочных планов муниципальных образований, решений собственников, решений органов местного самоуправления. (Пункт изменен Постановлением Правительства Хабаровского края от 20 декабря 2017 года N 511-пр.

4. В случае недостаточности средств фонда регионального оператора при формировании органом местного самоуправления краткосрочного плана муниципального образования очередность использования средств фонда регионального оператора в отношении МКД-заемщиков (далее — очередность МКД-заемщиков) определяется региональным оператором.
Орган местного самоуправления вправе направить региональному оператору запрос об определении очередности МКД-заемщиков с указанием их адресов, сметной стоимости капитального ремонта отдельно по каждому МКД-заемщику, года ввода в эксплуатацию МКД-заемщика.
В случае если запрос органа местного самоуправления поступил региональному оператору не позднее чем за пять рабочих дней до предельной даты окончания предоставления региональному оператору краткосрочного плана муниципального образования, указанной в пункте 6 Порядка N 138, региональный оператор в течение трех рабочих дней со дня поступления запроса направляет в адрес органа местного самоуправления очередность МКД-заемщиков, определенную в соответствии с настоящим Порядком.
Если запрос органа местного самоуправления поступил региональному оператору позднее чем за пять рабочих дней до предельной даты окончания предоставления региональному оператору краткосрочного плана муниципального образования, указанной в пункте 6 Порядка N 138, указанный запрос не рассматривается региональным оператором.
В случае если после формирования органом местного самоуправления краткосрочного плана муниципального образования имеется неизрасходованный остаток средств фонда регионального оператора, данный остаток используется региональным оператором при поступлении в его адрес решений собственников или решений органов местного самоуправления. (Пункт изменен Постановлением Правительства Хабаровского края от 20 декабря 2017 года N 511-пр.

5. Очередность МКД-заемщиков определяется исходя из следующих критериев:
1) расчетного срока возврата (месяцев);
2) соотношения суммы оплаты собственниками взносов на капитальный ремонт по МКД-заемщику к сумме начисленных взносов на капитальный ремонт по состоянию на 01 июля года планирования или актуализации краткосрочного плана (процентов);
3) года ввода в эксплуатацию МКД-заемщика. (Пункт изменен Постановлением Правительства Хабаровского края от 20 декабря 2017 года N 511-пр.

6. При определении очередности МКД-заемщиков используется балльная система.
Расчет баллов осуществляется с использованием показателя критерия отбора, а также коэффициента весомости, указанных в таблице.

Рубрика: Жилищно-коммунальное хозяйство

Дата публикации: 05.06.2016

Статья просмотрена: 3807 раз

Библиографическое описание:

Чикина С. Ю., Дакаева Ж. Х. Преимущества и недостатки способов формирования фондов капитального ремонта многоквартирных домов // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №4. — С. 86-87. — URL https://moluch.ru/th/5/archive/38/1068/ (дата обращения: 04.10.2019).

Статья посвящена анализу преимуществ и недостатков способов формирования фондов капитального ремонта многоквартирных домов: на специальном счете в банке, у регионального оператора. Также на основе выделенных преимуществ и недостатков была сделана попытка определить категории многоквартирных домов, которым больше подходит тот или иной способ.

Ключевые слова: капитальный ремонт, способы формирования фондов капитального ремонта, преимущества и недостатки

Реформирование системы накопления средств на капитальный ремонт было весьма ожидаемым процессом. За последние десятки лет износ зданий достиг уровня, с которым следует бороться новыми методами.

Такими новыми методами и явилось формирование фондов капитального ремонта за счет средств собственников квартир в этих домах.

Законодательство предусматривает два способа такого накопления:

  1. Средства перечисляются региональному оператору, созданному в конкретном субъекте Российской Федерации. Региональный оператор аккумулирует средства всех многоквартирных домов, которыми был выбран данный способ. К тому же он несет все обязательства по проведению ремонта;
  2. Средства перечисляются на специальный счет в банке, который открыт от имени всех собственников одного конкретного многоквартирного дома. То есть все обязанности, которые связаны с организацией и проведением капитального ремонта, ложатся на плечи собственников многоквартирного дома.

Возможно создание нескольких региональных операторов, которые осуществляют свою деятельность на части территории такого субъекта РФ. Региональный оператор является юридическим лицом, деятельность которого координируется субъектом Российской Федерации.

Подобная система финансирования капитального ремонта позволяет при недостаточности средств для проведения капитального ремонта в одном многоквартирном доме, предусмотренного региональной программы, использовать средства, полученные от собственников других многоквартирных домов, в которых не планируется проведение капитального ремонта в ближайшее время. То есть, фактически, через регионального оператора собственники помещений в одном доме берут в долг деньги собственников помещений в других многоквартирных домах, но это учитывается как «заём у регионального оператора». Собственники помещений в доме, на ремонт которого израсходовано средств больше, чем они накопили в фонде капитального ремонта, возмещают региональному оператору заемные средства своими последующими взносами на капитальный ремонт [1].

На специальном счете накапливаются денежные средства исключительно для проведения капитального ремонта одного конкретного многоквартирного дома. Но субъектом РФ может быть установлен минимальный размер фондов капитального ремонта, в случае формирования фонда на специальном счете. То есть, приостановление начислений взносов на капитальный ремонт, в случае достижения необходимого объема средств, установленного региональной программой [1].

Владельцем специального счета могут быть:

  1. товарищество собственников жилья (ТСЖ);
  2. жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив;
  3. управляющая компания,
  4. региональный оператор, если собственники многоквартирного дома приняли такое решение [1].

Специальный счет может быть открыт в российских кредитных организациях, величина собственных средств (капитала) которых составляет не менее чем двадцать миллиардов рублей. Центральный банк Российской Федерации ежеквартально размещает информацию о кредитных организациях, которые соответствуют требованиям на своем официальном сайте в сети «Интернет» [1].

Данные способы коренным образом отличаются друг от друга, что свидетельствует о необходимости тщательного изучения всех плюсов и минусов. Изучение преимуществ и недостатков позволит принять решение собственниками многоквартирного дома, о котором они в дальнейшем не будут сожалеть. Также это позволит выделить те виды зданий, которым больше подходит тот или иной способ формирования фондов капитального ремонта.

Итак, рассмотрев способы формирования фондов капитального ремонта многоквартирных домов, выделим следующие их преимущества и недостатки [2].

Преимущества формирования фонда капитального ремонта на специальном счете в банке:

− накопление средств происходит на счете одного дома и использование их на ремонт других домов невозможно;

− работы по капитальному ремонту можно провести раньше установленного срока, если к этому времени будет накоплена необходимая сумма;

− существует возможность изменения способа накопления средств в любой момент;

− собственники самостоятельно выбирают размер взноса, перечень работ и услуг по ремонту, сроки проведения и кредитную организацию, в которой будет открыт счет конкретного дома.

Недостатки формирования фонда капитального ремонта на специальном счете в банке:

− собственники самостоятельно несут расходы по содержанию и ведению счета;

− работа с должниками по оплате взносов должна вестись собственниками;

− при недостаточности средств для проведения капитального ремонта в срок ТСЖ, ЖСК и УО сами определяют источник финансирования, в случае кредитования выплачивают проценты по кредиту;

− ТСЖ, ЖСК и УО самостоятельно взаимодействуют с выбранным банком.

Формирование фонда капитального ремонта на специальном счете больше подойдет:

− дом, имеющий большую общую площадь;

− недавно построенный дом, либо конструктивные элементы были недавно заменены, то есть в ближайшее время капитальный ремонт не потребуется;

− если домом управляет ТСЖ, ЖСК и УО или иной специализированный кооператив;

− наличие желания у собственников активно участвовать в решении вопросов проведения капитального ремонта, либо конкретные жильцы готовы взять на себя эту ответственность.

Формирование фонда капитального ремонта многоквартирных домов у регионального оператора имеет следующие преимущества:

− возможность проведения капитальных ремонтов в домах, которые остро в этом нуждаются. Старое законодательство этого не предусматривало. От таких домов просто отказывались управляющие компании. Теперь же у таких домов появился реальный шанс быть восстановленными.

Читайте также:  Решение о создании снт образец

− у региональных властей имеется субсидиарная ответственность по обязательствам регионального оператора, что дает гарантию гражданам на выполнение всех обязательств.

Недостатками формирования фондов капитального ремонта у регионального оператора являются:

− нехватка средств, собираемых региональным оператором для осуществления своих функций — люди отказываются платить.

− отсутствие у регионального оператора эффективных рычагов воздействия на неплательщиков. Он может взыскать задолженность только в судебном порядке;

− жесткая привязка в деятельности к региональной программе капитального ремонта, где капитальные ремонты должны быть проведены через 20–30, что вызывает недовольство граждан. Кроме того, никто не может спрогнозировать, что будет происходить в стране через 10, 15 лет, и сможет ли региональный оператор эффективно действовать все это время.

− отсутствие доверия со стороны граждан. Все чаще встречаются мнения, что «россиян обманули», «за что мы платим» и так далее.

Хотелось бы отметить тот факт, что управляющая компания, ТСЖ, ЖСК имеют лучшее представление о том, какой дом больше нуждается в проведении ремонта, куда лучше направить денежные средства, делает это быстрее и эффективнее. Образовав систему региональных операторов, государство стремилось решить наболевшие вопросы проведения ремонта многоквартирных домов, однако на практике создало несовершенный механизм, который нуждается в значительной законодательной доработке. Вместе с тем, при устранении большинства недостатков, система работы региональных операторов может значительно улучшить и оздоровить сферу ЖКХ [3].

Несмотря на то, что для каждого собственника указанные преимущества и недостатки могут представлять различный уровень важности при принятии решении о выборе способа формирования фондов капитального ремонта, важно иметь полную картину того, какие плюсы и минусы несут в себе эти способы.

Если при принятии решения это будет учтено, то процесс формирования фондов капитального ремонта будет более эффективен и менее трудоемок.

Ирина Валентиновна ГЕНЦЛЕР, руководитель жилищного сектора направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города».

В связи с многочисленными вопросами читателей мы продолжаем освещать тему реформирования ЖКХ. В данной статье автор сосредоточил внимание на расходовании средств фондов капитального ремонта, мерах государственной и муниципальной поддержки ЖКХ, региональных программах в данной сфере и взносах на капремонт.

Возможности для проявления инициатив собственников помещений и привлечения средств из разных источников существенно различаются в зависимости от способа формирования фонда капитального ремонта. Взносы на капитальный ремонт, поступающие на специальный счет, накапливаются до срока проведения капитального ремонта (отдельных видов работ по капитальному ремонту) многоквартирного дома. Перечень работ по капитальному ремонту, срок их выполнения, смета расходов на капитальный ремонт определяются решением общего собрания собственников помещений. Предложение о проведении капитального ремонта может исходить от лица, управляющего многоквартирным домом (ТСЖ, жилищного кооператива, управляющей организации). Хотя собственники помещений и должны ориентироваться на то, что определила для их дома региональная программа капитального ремонта, но у них также есть реальная возможность принять решение о более раннем сроке проведения ремонта и большем перечне работ, чем установлено региональной программой.

В качестве источников финансирования кроме фонда капитального ремонта могут быть использованы кредитные средства и бюджетные субсидии. В соответствии с Жилищным кодексом (п. 1.2 ч. 2 ст. 44) общее собрание собственников помещений принимает решение о получении кредита или займа на капитальный ремонт товариществом собственников жилья (жилищным кооперативом), управляющей организацией, а при непосредственном управлении домом собственниками помещений лицом, уполномоченным на это решением общего собрания, о получении данными лицами гарантии (поручительства), а также о погашении кредита (займа), уплате процентов и расходов на получение гарантии (поручительства) за счет фонда капитального ремонта.

Можно надеяться, что формирование фондов капитального ремонта на специальных счетах действительно будет способствовать привлечению кредитов на проведение капремонта и модернизации многоквартирных домов, поскольку, с одной стороны, внесение взносов на капитальный ремонт носит обязательный характер, изменение способа формирования фонда капремонта (или перевод специального счета в другой банк) невозможно без погашения кредита, а с другой стороны, банк, в котором открывается специальный счет, будет владеть всей информацией о ежемесячном поступлении взносов на специальный счет (дисциплине платежей собственников помещений) и об объеме уже накопленных средств. Также банк будет иметь возможность контролировать целевое расходование денег и списывать со счета средства для погашения кредита. Развитию программ кредитования капитального ремонта в значительной мере может способствовать и создание в регионах специализированных гарантийных агентств для предоставления гарантий, поручительств по кредитам или займам, которые рассматриваются Жилищным кодексом как одна из мер государственной поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов (ст. 167 ЖК РФ).

В настоящее время не ясна роль управляющих организаций в проведении и финансировании капитального ремонта, поскольку они не могут быть владельцами специальных счетов, на которые вносятся взносы на капитальный ремонт. Также они не могут распоряжаться данными средствами, а значит, возможность привлечения управляющими организациями кредитов на капитальный ремонт с погашением их за счет фонда капитального ремонта выглядит очень сомнительной. Управляющие организации не имеют никакого отношения и к организации и финансированию капитального ремонта, если фонд капитального ремонта формируется у регионального оператора.

Возможность привлечения кредита на капитальный ремонт в случае, если владельцем специального счета является региональный оператор, явным образом не определена Жилищным кодексом. Региональный оператор не указан в перечне лиц, которые по решению общего собрания собственников помещений могут быть получателем кредита. Таким образом, схема с финансированием капитального ремонта многоквартирного дома за счет средств фонда ремонта на специальном счете и кредита выглядит реалистичной только тогда, когда в доме создано ТСЖ (или он управляется жилищным кооперативом).

При формировании фондов капитального ремонта у регионального оператора средства, поступающие на счет регионального оператора от собственников помещений, будут расходоваться ежегодно на финансирование региональной программы капитального ремонта, за исключением некоторой доли средств, размер которой определяется субъектом РФ. Требование о том, что не все поступающие региональному оператору средства могут расходоваться на финансирование региональной программы, установлено Жилищным кодексом для обеспечения финансовой устойчивости деятельности регионального оператора (ст. 185 ЖК РФ).

Средства из взносов на капитальный ремонт, поступающие региональному оператору, могут использоваться только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах. Не допускается использование поступающих от собственников помещений средств на иные цели, в том числе на оплату административно-хозяйственных расходов регионального оператора (ч. 3 ст. 179 ЖК РФ).

Финансирование капитального ремонта многоквартирного дома региональным оператором осуществляется в соответствии с региональной программой капитального ремонта (в объеме и сроки, определенные программой). При этом, если в фонде капитального ремонта конкретного дома на момент проведения капитального ремонта оказалось недостаточно средств, региональный оператор для его ремонта может на возвратной основе использовать средства, полученные за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, капитальный ремонт которых будет осуществляться в будущем. Можно заметить, что поскольку все поступившие от собственников помещений средства являются имуществом регионального оператора и он может распоряжаться ими в соответствии с положениями Жилищного кодекса, соответствующего регионального закона и устава на цели реализации региональной программы капитального ремонта, то «заем» средств собственников одних домов на ремонт других домов — это просто учетная операция. Тем не менее региональный оператор обязан за шесть месяцев до начала года, в котором запланирован капитальный ремонт многоквартирного дома, сделать собственникам помещений предложение о проведении капитального ремонта, включая предложение по источникам финансирования. То есть региональный оператор должен получить согласие собственников на «заем» средств из фондов ремонта других домов. При этом даже если собственники не примут соответствующего решения, то вместо них решение примет орган местного самоуправления (ч. 6 ст. 189 ЖК РФ) и региональный оператор выполнит то, что определено региональной программой. Поэтому положение Жилищного кодекса о том, что проведение капитального ремонта многоквартирного дома осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений, в случае формирования фонда капитального ремонта у регионального оператора выглядит формальностью, соблюдение которой связано со значительными издержками.

Читайте также:  Усн 15 доходы минус расходы 2018г изменениями

Дискуссионным является вопрос о возможности привлечения региональным оператором кредитов для исполнения своих обязательств по финансированию капитального ремонта многоквартирных домов, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на его счете. В одной статье Жилищного кодекса говорится, что региональный оператор кроме средств фондов капитального ремонта привлекает при необходимости «средства, полученные из иных источников, в том числе из бюджета субъекта РФ и (или) местного бюджета» (ст. 180 ЖК РФ). В другой статье Жилищного кодекса содержится закрытый перечень источников финансирования капитального ремонта при недостаточности средств фонда капитального ремонта. Это средства, полученные за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете регионального оператора, субсидии, полученные из бюджета субъекта РФ и (или) местного бюджета (ч. 1 ст. 182 ЖК РФ). В перечень источников финансирования капитального ремонта региональным оператором не входят такие «иные средства», как кредит, привлекаемый региональным оператором.

Согласно внесенным в Жилищный кодекс изменениям субъект РФ должен принять региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (ст. 168 ЖК РФ). Особенности данной программы состоят в том, что:

программа должна включать в себя все многоквартирные дома, расположенные на территории субъекта РФ (соответственно она должна ежегодно актуализироваться, чтобы учитывать исключение из нее домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и включение домов-новостроек);

программа формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта всех домов, расположенных на территории субъекта РФ (учитывая включение в такую программу ежегодно появляющихся домов-новостроек, срок реализации региональной программы, утверждаемой впервые, составит а в целом программа будет вечной, поскольку ежегодно срок ее реализации будет отодвигаться все дальше и дальше во времени);

в качестве одной из целей утверждения региональной программы определены планирование и организация проведения капитального ремонта. В ней должны быть указаны перечень услуг и работ по капитальному ремонту каждого многоквартирного дома и плановый год проведения капитального ремонта (при этом программа утверждается до принятия собственниками помещений в многоквартирных домах каких-либо решений на этот счет, поэтому не ясно, на основании каких сведений формируется программа, которая налагает на собственников помещений в многоквартирных домах обязательства провести капитальный ремонт в объеме и сроки, установленные региональной программой);

еще одной целью региональной программы является планирование предоставления государственной и муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов (это норма в совокупности с тем, что меры государственной и муниципальной поддержки предоставляются независимо от выбранного собственниками помещений в многоквартирном доме способа формирования фонда капитального ремонта, может пониматься как необходимость планирования средств на предоставление субсидий на капитальный ремонт из регионального и местных бюджетов для всех многоквартирных домов, включенных в региональную программу на соответствующий год ее реализации, хотя обычно субсидии предоставляются в пределах имеющихся для этого средств, соответственно при их ограниченности необходим отбор получателей субсидий);

критерии первоочередности проведения капитального ремонта в рамках региональной программы, установленные Жилищным кодексом, — дома, которым на момент приватизации первой квартиры уже требовался капитальный ремонт, но он до сих пор не проведен, а также дома, для которых установлена необходимость проведения капитального ремонта, создают пиковую нагрузку в первые годы реализации региональной программы, учитывая накопившийся в стране «недоремонт». При этом объем средств, формируемых в фондах капитального ремонта за счет взносов собственников помещений на капитальный ремонт, в данный период будет минимальным.

Исходя из вышеизложенного, субъекты РФ столкнутся со значительными трудностями при формировании первой версии региональной программы и в первые годы ее реализации. В целом идея вечной ответственности субъекта РФ за планирование и организацию капитального ремонта многоквартирных домов, в которых примерно 80% помещений являются частной собственностью, вызывает много вопросов.

Жилищный кодекс определил, что для оплаты капитального ремонта может быть оказана финансовая поддержка (ч. 1 ст. 191 ЖК РФ). Это не только субсидии, предоставляемые ТСЖ и жилищным кооперативам, управляющим организациям и региональному оператору за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета (ранее возможность предоставлять бюджетные субсидии была прямо установлена только для органов местного самоуправления в целях создания условий для управления многоквартирными домами). Среди возможных мер господдержки, которые могут предоставлять субъекты РФ, в настоящее время определены также гарантии, поручительства по кредитам и займам, если соответствующие средства на реализацию такой поддержки предусмотрены региональным законом о бюджете (п. 4 ст. 167 ЖК РФ). Таким образом, намечен путь для привлечения кредитных ресурсов для проведения капитального ремонта многоквартирных домов. Но для предоставления собственникам помещений в многоквартирных домах реальной возможности воспользоваться данным видом государственной поддержки субъекту РФ необходимо создать специализированное гарантийное агентство, вложить средства в его уставный капитал, определить порядок и условия предоставления гарантийным агентством поручительств по кредитам на капитальный ремонт.

В отношении субсидий для ТСЖ, жилищных кооперативов, управляющих организаций и регионального оператора необходимо отметить, что данная финансовая поддержка не должна зависеть от способа формирования фонда капитального ремонта (на специальном счете или у регионального оператора) (ч. 2 ст. 191 ЖК РФ). Следовательно, принятие решений о предоставлении субсидии на ремонт конкретного многоквартирного дома не может быть возложено на регионального оператора, чтобы не возникал конфликт интересов.

Остается открытым вопрос о том, могут рассчитывать на субсидии собственники помещений во всех многоквартирных домах или нет. Экспертные обсуждения выявили, что потребность в бюджетных субсидиях тесно связана с устанавливаемым субъектом РФ минимальным размером взноса на капитальный ремонт. Если исходить из того, что за счет минимального взноса на капитальный ремонт, вносимого ежемесячно в течение должен быть сформирован фонд капитального ремонта, обеспечивающий финансирование всех (большинства) услуг и работ по капитальному ремонту, входящих в перечень, установленный ЖК РФ и нормативным правовым актом субъекта РФ, можно определить необходимый размер взноса на капитальный ремонт (без учета возможной бюджетной субсидии). По экспертной оценке такой размер взноса может составлять 15–20 руб. на 1 кв. м помещений в многоквартирном доме. В случае установления субъектом РФ размера минимального взноса меньшего, чем необходимый (с целью обеспечения доступности размера взноса для граждан), объем фонда капитального ремонта оказывается недостаточным для финансирования капитального ремонта дома. Как следствие, это неизбежно вызывает потребность в бюджетной субсидии для капитального ремонта каждого многоквартирного дома, включенного в региональную программу капитального ремонта в течение периода, когда размер минимального взноса устанавливается меньше, чем размер необходимого взноса. В этом случае предоставление бюджетной субсидии будет прежде всего направлено на покрытие разницы между необходимым объемом финансирования и средствами, формируемыми за счет взносов собственников помещений. В случае если субъект РФ (муниципальное образование) заинтересован стимулировать инициативы собственников жилья по проведению более сложных по набору работ с использованием более эффективных и долговечных материалов, современных технологий (значит, более дорогих) ремонтов, направленных на модернизацию многоквартирных домов, понадобятся дополнительные специальные субсидии.

Несмотря на появление в Жилищном кодексе новой главы, посвященной капитальному ремонту многоквартирных домов, внесенные изменения определили только основные подходы к формированию новой системы капитального ремонта, оставив большой простор для законотворчества субъектам РФ. На региональном уровне должен быть принят не только закон, но и большой пакет нормативных правовых актов, обеспечивающих своевременное проведение капитального ремонта многоквартирных домов на территории региона. Поэтому возможно появление существенных различий в приоритетных направлениях и региональных нормативных правовых базах, регулирующих проведение капремонта многоквартирного жилья. И конечно, в ближайшее время необходима практика реализации всех механизмов, определенных новым законодательством о капитальном ремонте, для их дальнейшего развития и совершенствования, а главное — для масштабных сдвигов в решении наболевшей проблемы.

Ссылка на основную публикацию
Услуги нотариуса по оформлению договора купли продажи
Прежде" всего, нотариус – единственное лицо на рынке недвижимости, которое несет полную имущественную ответственность за свои возможные ошибки. Если по...
Увольнение со службы 5 букв сканворд
Последняя бука буква "д" Ответ на вопрос "Увольнение со службы ", 5 букв: абшид Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова...
Увольнение со службы в органах внутренних дел
Дата вопроса: 27.09.2016 Автор: Сергей 23.09.2016 г. написал рапорт на пенсию по выслуге лет, в ОК сказали , что надо...
Услуги правового и технического характера нотариус
belchonock / Depositphotos.com Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признала ошибочной точку зрения нижестоящих судов о том,...
Adblock detector